_
Москва: +7 (495) 797-43-37
Россия: +7 (800) 775-03-87

Наш подход к разработке информационных систем

12.07.2014
Есть печальная статистика: большая доля проектов автоматизации бизнеса терпит провал (из них около половины - уже на середине дистанции). Большая - это свыше 50%. Помимо печали, эта статистика еще и пугает. Еще бы: предприятие вкладывает в автоматизацию огромные средства, тратит великие силы, рассчитывая на, пусть и не немедленную, но отдачу, а получает, простите, шиш. И вроде интегратора привлекли хорошего, с именем, с портфолио, с менеджерами в красивых костюмах и стильной небритостью, и вроде не экономили, и проектную группу из сотрудников создали, выдрав их из повседневных задач, а результатом становится целый обоз основых средств и нематериальных активов на балансе. Ну и пол-шкафа документов. Почему?
С точки зрения автоматизатора, заказчик почти всегда неадекватен. Хочет "странного", "идиотского", "нереального", а еще не желает вносить жизненно необходимые изменения бизнес-процессы и вообще вставляет палки в колеса нормального процесса разработки и внедрения.
С точки зрения заказчика, автоматизатор общается на древнем китайском наречии и требует, чтобы секретарша Людочка письма складывала не в лоток "Директору" на тумбочке, а в сканер, чтобы потом электронную копию особым образом регистрировать в системе (в 50 кликов мышкой в 30 диалоговых окнах и с заполнением 200 различных атрибутов) и создавать задачу для директора "Согласовать".
В итоге автоматизатор рождает "монстра", которым невозможно пользоваться, но парирует претензии тем, что, дескать, заказчик просил сделать именно так. Только вот незадача: заказчик не пробовал ничего слаще лимона, и попросить медовую дыню не мог ну никак. Он не знает о медовых дынях, и он в принципе не может сформулировать требования к информационной системе, особенно в части отладки процессов, интерфейса, юзабилити. Смогла бы компания Apple придумать iPhone, если бы она ходила и расспрашивала заказчиков, каким они видят мобильный телефон? Вряд ли.
Поэтому давайте решим: ответственность за качество решения полностью лежит на разработчике. И спихнуть ее на заказчика нельзя ни при каких обстоятельствах.
Исходя из этого тезиса, мы сформулировали для себя определенный подход к разработке информационных систем:
  1. Заказчик не знает, чего хочет. Он не сильно информирован о возможностях технологий. Поэтому мы спрашиваем, какие области бизнеса нуждаются в автоматизации, и уже после формирования границ "проблемной рутины" принимаем решение о том, какие процессы и как лучше автоматизировать, и какая система лучше для этого подходит. Кстати, как вы думаете, кто придумал автоматическую коробку передач для автомобилей, серрейторную заточку ножей, кофеварку? Это были не пользователи, это были инженеры. Им достает технического бэкграунда, чтобы придумать решение для упрощения жизни.
  2. Заказчику только помешают масштабные изменения, он хочет повышения уровня комфорта. Поэтому мы тщательно изучаем действующие процессы на предприятии, и предлагаем только варианты их упрощения. Если раньше на предприятии к каждому новому договору собирался пакет документов, вручную составлялись протоколы согласования и вся эта пачка путешествовала из рук в руки неделями, то мы предлагаем оптимизацию этого процесса в формате "после ввода исходных данных, система сама составит нужные документы и отправит их на согласование". Мы не выкорчевываем ваши процессы и не крушим сложившиеся традиции, мы сокращаем их цикл, сложность и ресурсоемкость.
  3. Если заказчику не нужна автоматизация – мы ее не навязываем. А вообще многие автоматизаторы этим грешат. К примеру, заказчик хочет упрощения размещения заказов в производство и отслеживания их выполнения, а интегратор ему «втюхивает» еще и автоматизацию склада. Якобы без нее никак. И начинаются страдания: кладовщики не хотят и не могут работать с системой, система штрихкодирования оказывается несовместимой с внедряемым решением, документы отгрузки не проводятся задним числом (что, в общем-то, в реалиях российского рынка – обычное дело)… Проект разрастается, дорожает, и конца все не видно.
  4. Если наши продукты заказчику не подходят, мы говорим об этом прямо. Мы понимаем, что не каждый лид обязан превращаться в клиента на всю жизнь. Из этого, кстати, есть прямое следствие: еще ни один наш проект не был провальным. Вообще ни один.
  5. Если заказчик требует невозможного, мы за проект не беремся. Обычно на этом рынке используется другой подход: все пожелания заказчика интеграторы тщательно фиксируют, потом выкидывают из них 2/3 (потому что слишком сложно), а оставшуюся часть реализуют как сами поняли. И появляется на свет еще один «монстр», а заказчик продолжает вручную маркировать коробки на складе и ставить задачи сотрудникам по электронной почте и из уст в уста…
В эпилоге еще раз упомянем: мы как интеграторы полностью понимаем свою миссию: создать для бизнеса среду и средства для эффективной, комфортной работы. ИТ предоставляют огромные возможности и являются неистощимым источником помощи, и мы охотно делимся ими.